среда, 9 сентября 2015 г.

Три секрета красивого декупажа

Три секрета красивого декупажа
Автор статьи: Евгения Полещук

На вкус и цвет, как известно, товарища нет. То, что нравится мне, не обязательно понравится моей подруге, а то, от чего она в восторге, нередко оставляет меня равнодушной. Это означает, что наше восприятие субъективно, и во многом зависит от наших предпочтений. Но есть одно «но». С одной стороны, хорошо, когда ваша декупажная работа вам нравится, однако, если она нравится только вам, стоит задуматься :)

Итак, что нужно для того, чтобы ваша декупажная работа не просто нравилась вам, но и вызывала восхищение и восторг у других?

Обязательное, но не главное

Не буду говорить про аккуратность и качество – это очевидно. Качественная заготовка с аккуратно приклеенным мотивом, красиво подрисованным и тщательно залакированным, — это необходимый минимум; если этого нет, то нужно этому учиться. Однако аккуратность и техника приходят с опытом, с каждой выполненной работой, поэтому выход здесь один – творить, творить и творить, не останавливаясь.

Три главных качества красивой работы

На мой взгляд, три главных качества, которые отличают удачную работу от неудачной – это:

а) образ,
б) композиция,
в) гармония.


Скажу сразу – я не профессиональный художник и вряд ли им когда-нибудь стану; я не читала толстых умных книг по формальной композиции; все, о чем я буду говорить, основано на моих личных наблюдениях и на моем личном опыте и, возможно, не совсем вписывается в научные теории. Если вы со мной не согласны в терминологии – прошу меня извинить, всю теорию я изучала на практике. Если вы не согласны по сути и можете аргументировать – добро пожаловать в комментарии.

Итак,

1) Образ

Думаю, вы согласитесь, что работа должна быть яркой и интересной, должна цеплять, создавать определенное настроение, вызывать определенное чувство. Это еще можно назвать английским словом «message» — сообщение, послание.

Прежде, чем начать делать работу, продумайте ее до мелочей, создайте ее в своем воображении, почувствуйте, какое настроение она несет. Опишите это настроение в нескольких словах. Например: воплощенная нежность, романтика, строгость и элегантность, женственность и кокетство, тихая грусть… Можно использовать яркие эпитеты, метафоры – все, что придет в голову.
В этом образе должно звучать самое яркое качество вашей работы, то, что будет ее характеризовать и описывать.

Почему это важно? Потому что, если в вашей голове есть четкий образ, то вам легче будет его воплотить, и работа будет яркой, цепляющей, запоминающейся. Сейчас встречается очень много декупажных работ, чей образ можно выразить словами «что-то невнятное» или «что-то миленькое». Если бы авторы этих работ перед тем, как начать, продумали образ работы, возможно, они решили что-то сделать по-другому, и результат был бы другим – более ярким и выразительным.

Маленькое замечание: разные люди все равно будут описывать образ работы разными словами, которые будут отличаться от того, что вы задумали при создании работы. Но образ в первую очередь важен для того, кто работу делает. Образ – это путеводная нить, которая ведет вас, когда вы творите!

В качестве примера самой образной работы покажу работу декупажницы Ольги Грига – эта работа запала мне в душу, хотя это не мой стиль. Часы из соленого теста с декупажем, поваренок прислонился к циферблату и болтает ногой-маятником. Согласитесь, очень оригинально!

Если у вас совсем не получается выразить образ работы словами (иногда такое бывает), то почувствовать его можно всегда. Например, если наше левое, рациональное полушарие может сказать про чью-то работу «это не мой стиль, я не люблю ретро или фэнтези», то правое, образное полушарие ответит «да, но что-то в этой работе есть». Вот это «что-то» — именно то, что нам нужно! Не всегда уловимое, но запоминающееся, цепляющее «что-то» — главное в вашей работе! 

2) Композиция в декупаже

В самом общем смысле композиция – это взаимное расположение различных частей, определяющее их связь в единое целое. Мы же с вами поговорим о композиции именно в декупаже.
Композиция в декупаже – это взаимное расположение мотивов и фрагментов мотивов относительно друг друга и относительно формы заготовки.

Основые моменты при составлении композиции:

а) Определение центра компоцизии, ее доминанты, главного элемента. Он есть почти во всех мотивах для декупажа, кроме мотивов с повторяющимся узором. Центр композиции – это то, что притягивает взгляд, несет основную смысловую нагрузку. Очень часто это еще и самая большая по размеру часть мотива.

Найдите центр композиции. Если Вы составляете несколько фрагментов, выберите один главный, самый большой, самый яркий фрагмент, он и будет центром композиции.

б) Расположение центра композиции - один из самых важных моментов. Дело в том, что у любой формы вообще и на поверхности заготовки для декупажа в частности, имеются зрительные центры – т.е. те точки, на которые наш глаз смотрит прежде всего. Для того, чтобы увеличить выразительность композиции, ее центральную, главную часть нужно расположить на пересечении линий, которые делят поверхность на три равные части по горизонтали и по вертикали (правило третей).

Пересечения этих линий и образуют зрительные центры (4 главные точки на поверхности заготовки).

Второстепенные части композиции также желательно располагать в точках пересечения, а различные прямые линии, которые могут присутствовать на нашем мотиве (например, дорога, горизонт, дерево, стебель цветка и т.д.) желательно располагать на самих линиях (либо по диагонали — это вызывает ощущение динамики, движения).

Использование правила третей позволит вам увеличить выразительность декупажного мотива на вашей работе, придаст ему законченность, завершенность. Сравните два пейзажа: какой из них притягивает взгляд, кажется более интересным и выразительным? Правая картинка учитывает правило третей (центр композиции, глыба, разполагается на линии, отделяющей треть изображения.
Для работ, где изображение занимает всю поверхность (например, пейзаж), составлять композицию немного легче, чем с работами, которые мы декорируем фрагментом изображения с четкими краями (я имею в виду мотивы, в которых есть четкое разделение на сам рисунок и окружающий его со всех сторон фон), потому что на композицию начинает также влиять расположение этого мотива, соотношение пустого и заполненного пространства, симметрия или асимметрия.

в) размер мотива (соотношение пустого и заполненного пространства).
Значение размера изображения легче проиллюстрировать, чем описать текстом. Где, на ваш взгляд, размер мотива выбран наиболее удачно?
Ответ: на второй досочке размер центрального мотива подобран правильно.
На первом примере центральный мотив явно слишком большой для заготовки, ему тесно в рамках, которые образуют границы заготовки. Такие мотивы (имеющие четкие края) не должны касаться краев заготовки, иначе создается ощущение несоразмерности, тесноты.
На третьем примере мотив слишком маленький для поверхности заготовки. Остается слишком много пустого пространства, на котором рисунок теряется. Но: иногда сочетание большой поверхности и маленького мотива может быть художественным приемом, позволяющим выразить одиночество, грусть, беззащитность, миниатюрность, хрупкость и т.д.

Очень часто декупажница просто ограничена в выборе изображений: подобрать нужный размер мотива из салфетки далеко не всегда возможно. В этом случае можно воспользоваться декупажными картами: на них часто можно найти несколько одинаковых (или похожих) картинок для декупажа разных размеров. Ну а если вы научитесь пользоваться распечатками, то сможете обработать изображение в графическом редакторе и распечатать картинку, которая будет идеально подходить по размеру к заготовке.

Кстати, если у нас на заготовке будут не одно, а несколько изображений, имеющих четкие границы, то грамотно их расположить – еще более сложная задача. Здесь важно:

Выделить элемент, который будет центром композиции;
Расположить второстепенные элементы на линиях или пересечениях линий;
Гармонично расположить остальные элементы. Как правило, доминанта, второстепенные и остальные элементы будут отличаться друг от друга размерами.

При этом учитывайте тот факт, что наш глаз способен сложить в одно целое не больше 5 объектов. Если объектов будет больше, то глаз не сможет сложить целую картинку, и мы увидим множество не связанных между собой элементов.

г) симметрия и асимметрия
С помощью симметрии или асимметрии мы также можем выразить тот образ, который сложился у нас в голове, и воплотить его в выразительной и яркой работе.

Симметрия в композиции всегда выражает стабильность, надежность, основательность, покой. Асимметрия вызывает ощущение движения, легкости. Для каждого мотива нужно продумать, какие ощущения мы хотим вызвать, и соответственно располагать мотив на заготовке.

Сейчас я имею в виду симметрию не на самом мотиве, а в расположении мотива относительно сторон заготовки. Например, мы можем расположить мотив симметрично относительно боков заготовки, или же несимметрично – немного его наклонив. В обоих случаях композиция будет вызывать разные ощущения и восприниматься по-разному. При этом, если легкий, динамичный мотив располагается стабильно, симметрично относительно боков, то, возможно, работа будет восприниматься негармонично, неправильно, как-то «не так». И мы, соответственно, переходим к третьему качеству удачной работы – к гармонии.

Кстати, обратите внимание еще и на то, что при любом расположении мотивов низ композиции должен быть тяжелее, чем верх (ну или хотя бы равен ему), тогда композиция будет смотреться устойчиво.

3) Гармония

Гармония в декупажной работе – это соответствие каждого элемента всем остальным элементам: стиль работы + форма заготовки + мотив + цветовая гамма мотива + оформление (смежные техники), цветовая гамма оформления + внутреннее оформление, его цвет и фактура (если оно есть). Все эти элементы должны находиться в гармонии друг с другом.

Идея работы может рождаться исходя из заготовки, понравившегося нам рисунка, либо просто из необходимости сделать что-то, подходящее к интерьеру, в определенном стиле или цвете. Неважно, откуда приходит идея: главное, чтобы остальные составляющие мы подбирали в соответствии.

Очень тщательно подбирайте элементы работы! Всегда смотрите, насколько они сочетаются друг с другом! Если вы не уверены, попросите кого-нибудь посмотреть на вашу работу свежим взглядом (лучше подругу, а не мужа: у женщин правое, образное полушарие развито сильнее, соответственно они могут увидеть, ощутить и выразить свои ощущения лучше, чем мужчины).

Еще очень важно не забыть вот что: если главный декор заготовки – это мотив, то остальной декор не должен забивать мотив! Весь остальной декор, все остальные смежные техники (сложные фоны, золочение, кракелюр, старение, набрызг, лессировка, имитации) – это всего лишь рамка, оформление для нашего декупажного мотива, и должно подчеркивать его, а не забивать.

Наиболее распространенные ошибки (чтобы было понятнее, некоторые пункты проиллюстрировала на примерах из интернета, да простят меня авторы работ):

а) мотив теряется под кракелюром;








б) цвет оформления боковин или внутренностей не гармонирует с цветом мотива, это не природный, искусственный цвет;









в) очень яркие трещины под однокомпонентным кракелюром или в потертостях;









г) в работе намешаны элементы разных стилей (например, часть работы выглядит новой, а часть сделана «под старину»);











д) кракелюр или потертости находятся там, где они не могут образоваться в реальности, не несут смысловой нагрузки;











е) работа «под старину» покрыта глянцевым лаком и блестит и т.д.

Про кракелюр можно писать отдельную статью (что я, собственно, и собираюсь сделать). А пока скажу только, что кракелюр должен быть на работе уместен! Не важно, однокомпонентный он или двухкомпонентный, в любом случае обязательно сформулируйте для себя, что вы хотите «сказать» этим каркелюром.

Идеальная декупажная работа – это работа, в которой нет ничего лишнего, а каждый элемент находится на своем месте. В этой работе ничего не хочется убрать, и ничего не хочется добавить. Конечно, свои предпочтения есть у каждого человека, и тому, кто любит потертостей, может захотеться больше потертостей на работе, а тому, кто любит новое – убрать налет старины, но мы будем ориентироваться не на человека и его предпочтения, а именно на работу: как она воспринимается и мастерами, и начинающими декупажницами, независимо от их пристрастий.

Конечно, некоторые могут возразить, мол, я только начинаю учиться, а вы от меня требуете идеальной композиции. Но дело не в том, сколько техник вы уже успели освоить, а в том, что даже с помощью обычной приклеенной салфетки и чуть-чуть тени можно создать прекрасную, гармоничную работу, а нередко даже идеальный кракелюр с золочением, объемами и богатой внутренней отделкой в сумме выглядят просто нелепо. Лучше меньше декора, зато уместнее.

Поэтому, даже если вы только начинаете свой путь в декупаже, учитесь каждую работу делать законченной, гармоничной и выразительной. А для вдохновения полюбуйтесь на работу Марии Спириной: лаконично, ярко и выразительно!

Источник

0 коммент.:

Отправить комментарий