Помните одно из первых правил профессионального декупажа? Правильно - качественная подготовка поверхности. О шлифовке и видах наждачной бумаги мы уже говорили ранее. Сегодня рассмотрим особенности грунтовки различных декупажных поверхностей и материалы, которые вам для этого потребуются.
1. Деревянные поверхности
Дерево и его производные (фанера, ДСП, ДВП) - самый благодатный материал для декупажа. Деревянные поверхности легко поддаются обработке, имеют хорошую адгезию с практически любыми материалами, с ними легко и приятно работать. Правда, есть нюансы, на которых мы и остановимся подробней.
1.1 Заготовки из массива
Самый "легкий" материал для работы. Замечательно грунтуется как профессиональными и художественными грунтами, так и просто белой акриловой краской. Хочу только обратить ваше внимание на один момент: будьте осторожны со строительными акриловыми красками. Также как и в строительном ПВА, в них присутствуют добавки, улучшающие погодостойкость, адгезию и пр. Со временем эти добавки могут дать желтые пятна, вкрапления и испортить работу. Если вы делаете изделия в подарок, на продажу и хотите добиться идеального качества, рекомендую работать с художественными грунтами, которые продаются в магазинах для творчества. Сейчас много разных фирм делают такие грунты, моя душа больше лежит к грунту "Сонет".
1.2 Заготовки из фанеры
Фанера - чуть более капризный материал в работе. Имея все те же преимущества, что и массив, она обладает одним недостатоком: при работе с водными материалами фанера слегка разбухает и начинает "мохриться" - наружу вылезают волокна и заусенцы. Если это случится уже после приклеивания мотива, работа будет почти безнадежно испорчена. Исправить это можно дополнительной грунтовкой с помощью клея ПВА. Наносим его первым слоем на заготовку, высушиваем и тщательно сошкуриваем все набухшие волокна до гладкости. Теперь можно грунтовать "Сонетом", акриловой краской или сразу окрашивать поверхность в цвет будущего фона работы. Точно такой же алгоритм грунтовки - при работе с ДВП и ДСП.
2. МДФ
Непростой в работе материал за счет вылезающих волокон и неровностей самого материала. Часто просто шкурка от этого недостатка не спасает. Здесь вам на помощь придет любой неводный лак, например, спиртовой или полиуретановый. Самый недорогой вариант - "Цапон", продается в строительных магазинах. Чтобы добиться идеальной гладкости поверхности из МДФ, потребуется несколько слоев неводного лака с промежуточной тщательной обработкой наждачкой - для каждого изделия разное количество слоев, примерно от 2 до 5. Это зависит от качества МДФ, от формы заготовки (изогнутые формы сложне поддаются тонкой шлифовке) и от заводской обработки срезов. После того, как вы пролачили и прошкурили заготовку до гладкости, можно грунтовать акрилом.
3. Металлы
Чаще всего декупажницы ипользуют жестяные заготовки для своих работ - леечки, ведерки, кашпо, чайники и пр. Металлические поверхности хуже окрашиваются, есть опасность, что краска "сползет чулком" при попадании на нее воды (например, при дальнейшем наклеивании салфетки). Здесь вас выручат художественные грунты или же специальные строительные грунты. В хозяйственных магазинах сейчас большой выбор грунтов для разных целей и поверхностей, можно поэкспериментировать. Я для себя открыла алкидный грунт фирмы "КуДо", он продается в аэрозоле, легко наносится, быстро сохнет и прекрасно сцепляется даже с самыми капризными поверхностями.
4. Стекло
Одна из самых капризных поверхностей. Акриловая краска даже после полного высыхания часто слезает при малейшем попадании воды. С художественными грунтами такая же история. Либо работы на стекле приходится сушить не по одному часу в естественных условиях, перекрывая каждый слой краски акриловым лаком во избежание брака, либо прибегать к спец средствам. Это например специальный грунт для стекла и керамики (фирма Plaid). Если у вас нет возможности приобрести профессиональные материалы, вас спасет неразбавленный ПВА. Нанесите его толстым слоем на обезжиренную стеклянную поверхность, хорошо высушите и обработайте тонкой наждачкой - теперь сцепление с дальнейшими слоями краски и лака немного улучшится. Если у вас не предполагается обратный декупаж, открытые стеклянные "окна", то можно использовать алкидный грунт, он тоже дает прекрасное сцепление.
5. Пластик
Такой же капризный материал, как и стекло. Но по сравнению со стеклом у пластика есть одно преимущество - его можно шкурить. Обработайте поверхность жесткой шкуркой до ощутимых шероховатостей. Далее можно работать привычными материалами. Если это не спасает, лучший вариант для грунтовки пластика - универсальный грунт "КуДо".
6. Кожа (натуральная и искусственная)
Обычно с изделиями из кожи проблем не бывает - на нее прекрасно ложатся акриловые грунты. Исключение может быть только одно - очень мягкая кожа, похожая на ткань. Для работы с таким материалом вам потребуются специальные средства для декупажа по текстилю.
7. Керамика
Керамические поверхности бывают гладкие (глазурованные) и пористые. С изделиями из необработанной (пористой) керамики обычно проблем не возникает - первый слой грунта впитывается в поверхность, а второй уже полностью ее перекрывает, создавая плотный фон и хорошее сцепление. С гладкой же керамикой мы работаем так же, как и со стеклом.
Мы с вами рассмотрели особенности грунтовки поверхностей, которые чаще всего используются в декупаже. Мы не стали брать такие материалы, как текстиль, свечи и т.п., работе с ними посвятим отдельную статью. Если у вас остались вопросы, задавайте, с удовольствием отвечу!
Автор: Александра Додонова
1. Деревянные поверхности
Дерево и его производные (фанера, ДСП, ДВП) - самый благодатный материал для декупажа. Деревянные поверхности легко поддаются обработке, имеют хорошую адгезию с практически любыми материалами, с ними легко и приятно работать. Правда, есть нюансы, на которых мы и остановимся подробней.
1.1 Заготовки из массива
Самый "легкий" материал для работы. Замечательно грунтуется как профессиональными и художественными грунтами, так и просто белой акриловой краской. Хочу только обратить ваше внимание на один момент: будьте осторожны со строительными акриловыми красками. Также как и в строительном ПВА, в них присутствуют добавки, улучшающие погодостойкость, адгезию и пр. Со временем эти добавки могут дать желтые пятна, вкрапления и испортить работу. Если вы делаете изделия в подарок, на продажу и хотите добиться идеального качества, рекомендую работать с художественными грунтами, которые продаются в магазинах для творчества. Сейчас много разных фирм делают такие грунты, моя душа больше лежит к грунту "Сонет".
1.2 Заготовки из фанеры
Фанера - чуть более капризный материал в работе. Имея все те же преимущества, что и массив, она обладает одним недостатоком: при работе с водными материалами фанера слегка разбухает и начинает "мохриться" - наружу вылезают волокна и заусенцы. Если это случится уже после приклеивания мотива, работа будет почти безнадежно испорчена. Исправить это можно дополнительной грунтовкой с помощью клея ПВА. Наносим его первым слоем на заготовку, высушиваем и тщательно сошкуриваем все набухшие волокна до гладкости. Теперь можно грунтовать "Сонетом", акриловой краской или сразу окрашивать поверхность в цвет будущего фона работы. Точно такой же алгоритм грунтовки - при работе с ДВП и ДСП.
2. МДФ
Непростой в работе материал за счет вылезающих волокон и неровностей самого материала. Часто просто шкурка от этого недостатка не спасает. Здесь вам на помощь придет любой неводный лак, например, спиртовой или полиуретановый. Самый недорогой вариант - "Цапон", продается в строительных магазинах. Чтобы добиться идеальной гладкости поверхности из МДФ, потребуется несколько слоев неводного лака с промежуточной тщательной обработкой наждачкой - для каждого изделия разное количество слоев, примерно от 2 до 5. Это зависит от качества МДФ, от формы заготовки (изогнутые формы сложне поддаются тонкой шлифовке) и от заводской обработки срезов. После того, как вы пролачили и прошкурили заготовку до гладкости, можно грунтовать акрилом.
3. Металлы
Чаще всего декупажницы ипользуют жестяные заготовки для своих работ - леечки, ведерки, кашпо, чайники и пр. Металлические поверхности хуже окрашиваются, есть опасность, что краска "сползет чулком" при попадании на нее воды (например, при дальнейшем наклеивании салфетки). Здесь вас выручат художественные грунты или же специальные строительные грунты. В хозяйственных магазинах сейчас большой выбор грунтов для разных целей и поверхностей, можно поэкспериментировать. Я для себя открыла алкидный грунт фирмы "КуДо", он продается в аэрозоле, легко наносится, быстро сохнет и прекрасно сцепляется даже с самыми капризными поверхностями.
4. Стекло
Одна из самых капризных поверхностей. Акриловая краска даже после полного высыхания часто слезает при малейшем попадании воды. С художественными грунтами такая же история. Либо работы на стекле приходится сушить не по одному часу в естественных условиях, перекрывая каждый слой краски акриловым лаком во избежание брака, либо прибегать к спец средствам. Это например специальный грунт для стекла и керамики (фирма Plaid). Если у вас нет возможности приобрести профессиональные материалы, вас спасет неразбавленный ПВА. Нанесите его толстым слоем на обезжиренную стеклянную поверхность, хорошо высушите и обработайте тонкой наждачкой - теперь сцепление с дальнейшими слоями краски и лака немного улучшится. Если у вас не предполагается обратный декупаж, открытые стеклянные "окна", то можно использовать алкидный грунт, он тоже дает прекрасное сцепление.
5. Пластик
Такой же капризный материал, как и стекло. Но по сравнению со стеклом у пластика есть одно преимущество - его можно шкурить. Обработайте поверхность жесткой шкуркой до ощутимых шероховатостей. Далее можно работать привычными материалами. Если это не спасает, лучший вариант для грунтовки пластика - универсальный грунт "КуДо".
6. Кожа (натуральная и искусственная)
Обычно с изделиями из кожи проблем не бывает - на нее прекрасно ложатся акриловые грунты. Исключение может быть только одно - очень мягкая кожа, похожая на ткань. Для работы с таким материалом вам потребуются специальные средства для декупажа по текстилю.
7. Керамика
Керамические поверхности бывают гладкие (глазурованные) и пористые. С изделиями из необработанной (пористой) керамики обычно проблем не возникает - первый слой грунта впитывается в поверхность, а второй уже полностью ее перекрывает, создавая плотный фон и хорошее сцепление. С гладкой же керамикой мы работаем так же, как и со стеклом.
Мы с вами рассмотрели особенности грунтовки поверхностей, которые чаще всего используются в декупаже. Мы не стали брать такие материалы, как текстиль, свечи и т.п., работе с ними посвятим отдельную статью. Если у вас остались вопросы, задавайте, с удовольствием отвечу!
Автор: Александра Додонова
3 коммент.:
Саша, спасибо, столько полезностей
спасибо! почерпнула новое! бывало, что краска (и под слоями лака) сходили на бутылочках шампанского. попробую теперь сначала ПВА пройтись
Стекло вообще очень капризное, я с ним почти не работаю. Бутылки когда делаю, стараюсь феном не сушить, только в естественных условиях и по нескольку часов каждый слой, чтобы уж намертво :) Часто оставляю на ночь, так у меня на одну бутылку неделя уходить может, зато ничего не слезает :)
Отправить комментарий